Я всегда считал что люди неизменны и множество раз приводил примеры этому. На трассах под Москвой шалят разбойные ватаги, в интернете бурши и нищие школяры пишут памфлеты на церковь и владык, а в закусочной «Орбита», что у Лениградского вокзала, время вообще либо остановилось, либо уже пошло вспять, потому что я готов поклясться что угощал там сигаретой австралопитека.
Вот подоспело и еще одно подтверждение моей гипотезы — прогуливаясь, я обнаружил забытый кем-то журнал о народной медицине и подобрал его. Привычку подбирать мусор и старые журналы я приобрел в играх Fallout и в деревне, где когда-то с помощью журнала «НЛО» почти поджег амбар; но не будем отвлекаться. Я полистал журнал и узнал, что ничего лучше чеснока, капусты и выжимки чайного гриба медицина еще не придумала. Народные целители пока не одолели только рак, но лишь потому, что рака, по совести говоря, не существует, а есть только накопление шлаков в организме и излишняя мнительность городских неженок.
В журнале была рубрика писем читателей, в которых они делились новыми рецептами, порицали врачей и жаловались на неблагодарных детей. Почти под каждым письмом я ясно видел подпись «Писано Марком Порцием Катоном, именуемым Старшим, близ Калабрии».
Дело в том, что Катон Старший, живший две тысячи двести лет назад, оказался бессмертен. В юности он знатно повоевал, вернулся домой, получил титул цензора и здорово попил крови благородному сословию. К старости Катон обнаружил, что в Риме стало слишком много греков. Он уделил большое внимание этой проблеме, посвятив греческому засилью свои лучшие речи — после этих речей тела греков побросали в Тибр, а Катона прозвали «Лучшим из римлян». Лучший из римлян решил, что из Вечного Города пора уезжать — тем более что к тому моменту Катона уже 44 раза привлекали к суду, но никак не могли осудить. Поэтому, как и многие другие интересные мыслители (Юкио Мисима, Унабомбер и Чарли Мэнсон), Катон решил не дожидаться очередного судебного заседания и уехал в глубинку, где занялся сельским хозяйством и литературой.
До нас дошла его книга «О земледелии» и я искренне советую прочесть этот труд. Редакторам же журналов о народной медицине я советую просто перепечатывать каждый абзац. Всего в книге 162 главы — и каждая из них лучше предыдущей. Поначалу Катон пишет о том, как содержать в порядке имение, землю и рабов. Уже в этой части Марк Порций начинает давать знахарские советы: к примеру, если заболел раб, то лучшим способом излечения является лишение его хлеба. Во-первых, пост помогает одолеть болезнь, а во-вторых, можно сэкономить на хлебе если раб проявит черную неблагодарность и помрет.
Вскоре Катона утомляют рассуждения о рабах и погоде и он всерьез занимается здоровьем. Лучший из римлян знал только два лекарства от всех болезней: самогон и капусту. Об этих двух панацеях я знаю с детства, но, признаюсь, удивился: неужели наш сосед по даче дядя Миша читал трактат «О земледелии»? Дядя Миша тоже несколько раз привлекался к суду, а греков просто-таки ненавидел, так как путал их с армянами — но откуда он знал все эти рецепты?
По мнению Катона и дяди Миши, капуста обладает самыми разнообразными свойствами. К примеру, она помогает влить в себя больше лечебного самогона.
«Капуста изо всех овощей - первая. Ешь ее вареной или сырой. Если будешь есть сырой, макай в уксус. Она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего. Если хочешь на пиру много выпить и с удовольствием поесть, съешь перед обедом сколько угодно сырой капусты с уксусом и опять-таки, когда пообедаешь, съешь ее листьев пять. Ты почувствуешь себя, как будто ничего не ел, и выпьешь вволю.»
Если же, пытаясь исцелиться, вы перепьете настойки — капуста и тут приходит на помощь.
« Если хочешь вызвать рвоту, возьми 4 фунта капусты с самыми гладкими листьями» - рекомендует Катон. Свойства капусты столь удивительны, что он замечает: «Он (выпивший капустного отвара) извергнет столько желчи и слизи, что сам удивится, откуда столько взялось.»
Катон не устает восхвалять волшебные свойства целительного овоща.
«Для этих ран натри такого рода капусты: она излечит их; для ран такого рода это лучшее лекарство. И если у кого вывих, то дважды в день обмывай это место горячей водой и прикладывай припарки из тертой капусты; она быстро излечит больного; прикладывай ее дважды в день: она прекратит боли. Если есть кровоподтек, то она заставит его прорваться; прикладывай тертую капусту: она вылечит, И если на грудях есть раковая язва, прикладывай тертую капусту: она вылечит.»
И вновь — все это знал дядя Миша и редакторы журнала «Здоровье»! Внук дяди Миши был мальчиком болезненным, поэтому большую часть времени был обложен капустой со всех сторон (я тоже, признаюсь, приложил руку к излечению ребенка — однажды я метнул капустный кочан ему в голову).
«Ты вылечишь ею таких больных, которых не надеялся вылечить» - пишет Катон и предлагает поить больного капустным отваром семь дней подряд. К исходу седьмого дня человек может захотеть поесть - «дай ему вареной капусты и хлеба». Таким образом пациент придет в полный порядок — но Катон, как человек честный, уточняет, что болезнь может вернуться. Впрочем, переживший процедуру человек «если и заболеет, то только лишь по своей вине».
«И если ты хочешь есть капусту, то вымой ее, высуши, нарежь и подбавь соли и уксуса: здоровее еды нет. Чтобы было вкуснее, полей ее уксусом с медом. Вымытую, высушенную, нарезанную капусту с рутой, кориандром и солью ты будешь есть еще с большей охотой.»
Честно говоря, на этом месте я поразился — после всего, что способна сотворить с человеком капуста, ее можно еще и ЕСТЬ?! Поистине, это царь овощей.
Рецепты самогона от Катона Старшего я предлагаю вам найти самостоятельно — но сразу предупреждаю: большая их часть на капусте. А если же вы сомневаетесь в Катоне, дяде Мише, журнале «Сельский час» и мне и в своем невежестве утверждаете, что пойдете к врачу — что ж, позвольте процитировать вам наставление мудрейшего из римлян своему сыну.
«Эта раса (греки) в корне развращена и не признает никакой правительственной власти. Верь мне, в этих словах такая же правда, как в изречении оракула; этот народ все погубит, если перенесет к нам свое образование, и в особенности если будет присылать сюда своих врачей. Они сговорились извести своими лекарствами всех варваров, но они требуют за это платы, для того, чтобы внушить к себе доверие и скорее довести нас до гибели. И нас они называют варварами и даже поносят еще более грубым названием "опиков", поэтому я запрещаю тебе входить в какие-либо сношения с „знатоками врачебного искусства"»
Я готов подписываться под этими словами, друзья. Потому что мир наш не изменился ни на йоту — над ним все так же светит римское солнце, на полях растут грядки капусты, а лучшие и мудрейшие из народа все так же скрываются от суда в селах и лечат подагру самогоном.
К слову, Катон Младший, правнук Старшего, умер, сорвав со своей раны повязку и разодрав швы — и тем в очередной раз посрамил врачей. Если бы Лучший из римлян умел улыбаться, он улыбнулся бы своему потомку.